Go to main screen
Background
Background

публичная программа

«Нос» Д. Шостаковича в постановке режиссёра Уильяма Кентриджа кинопоказ

29 января 2022

Купить билет

TheatreHD и Государственный музей-заповедник «Царицыно» представляют проект «Царицыно. Опера в кино».

 

29 января 2022 в 15:00 в музее-заповеднике «Царицыно» состоится показ оперы «Нос» Д. Шостаковича в постановке режиссёра Уильяма Кентриджа.

Оперный жанр всегда стремился привлекать большие художественные силы к реализации самых пышных своих образцов. Поэтому примерно также давно, как и хореографы, в оперу пришли художники. Сегодня  — это целое направление в оперной режиссуре. Самый яркий — и уникальный — пример режиссерского языка, сложившегося в современном искусстве,— это Уильям Кентридж. В некотором смысле он здесь законодатель моды: в нем совмещены две линии: есть Кентридж-рисовальщик и есть Кентридж — человек, формирующий пространство. Внутри же пространства существует видеопроекция, которая это рисование превращает в живой процесс, где само изменение картинки является очень большим смыслом.

Кентридж предпочитает организовать себе пространство арт-комментария, не «вламываясь» в саму оперную ткань, в мизансцены и характеры.

«Для меня и видеоряд, и то, что происходит на сцене, это часть единого мыслительного процесса» — говорит режиссер/художник.

Эта двойственность режиссерского текста оказалась очень созвучна Шостаковичу. Его «Нос» многие безоглядно считают гротескной шутливой оперой, однако сам автор относился к этой партитуре совсем иначе: ««Чепуха совершенная делается на свете», как выразился Н.В. Гоголь. Эту чепуху я и стараюсь по мере сил изобразить. Мировые вопросы хватают человека за шиворот. У него и так забот полон рот. А тут еще мировые вопросы. Прямо, хоть голову теряй. Или там нос», – так начал свою статью о «Носе» Дмитрий Шостакович.

Эта опера выросла из воспоминаний о работе Шостаковича тапером в кино – потому события в ней выстроены словно последовательность эпизодов в немом фильме, а сцена с письмами изначально предполагает «монтажность» кадров. В «Носе» отчетливо присутствует также эксцентричность мейерхольдовской театральной манеры и мелодика немецкого экспрессионизма. В либретто же можно отыскать не только оригинальный текст повести «Нос», но и цитаты из других произведений Гоголя и даже несколько фраз из Достоевского.

Однако при всей абсурдности сюжета и эксцентричности композиции Шостакович настаивал на серьезности оперы, даже трагичности ее. «Я не хотел писать сатирические оперы. Я даже не совсем понимаю – что это значит – сатирическая опера. В «Носе» находят сатиру и гротеск. А я писал вполне серьезную музыку. В ней нет ни пародии, ни комикования. В самом деле, что же тут смешного – у человека пропал нос. Что же смеяться над бедным уродом: ни человеку жениться, ни в службу пойти. Хотел бы я посмотреть на любого из моих знакомых без носа. Заплакали бы, как миленькие. И это обстоятельство надо учитывать каждому, кто собирается ставить «Нос». Можно читать «Нос» как анекдот, но нельзя ставить его как анекдот. Это слишком жестоко. А главное, будет не по музыке».

« “Нос” – ужасная история, а не смешная, – утверждал Шостакович. – Куда ни ткнись – всюду полицейский. Шагу не ступи. Бумажки не выкинь. И толпа в «Носе» тоже не смешная. По отдельности они вроде бы ничего, только со странностями. А вместе – свора. Кого хочешь затравят. Да и в фигуре Носа ничего смешного нет. Без носа ты не человек. А нос и без тебя может стать человеком. И даже быть начальником. И тут ведь нет никакого преувеличения. Если бы Гоголь дожил до наших дней, он еще и не такое бы увидел. Нынче такие носы разгуливают, что диву даешься».

Уильям Кентридж в своей версии «Носа» ведет диалог не с гоголевским Петербургом, но с визуальными обстоятельствами и референциями советских 1920-х. Это время молодого Шостаковича. А если знать, что во всех видеосюжетах этого художника всегда присутствуют его сквозные персонажи из мрачной истории ЮАР, становится еще интереснее как пересекаются в этом спектакле приметы и эстетика сразу нескольких авторитарных систем и истории нескольких «маленьких человеков».

Регистрация на показ бесплатна и доступна по ссылке

Для посещения кинопоказа необходимо приобрести билет в Музей.

FAQ

Где проходит занятие?

Занятие проходит в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно». Организатор табличкой встретит участников у касс в подземном помещении главного входа в музей (стеклянный павильон между Хлебным домом и Большим дворцом). Мы рекомендуем прийти за 15 минут до начала занятия.

Какая одежда нужна для занятия?

Дресс-код – удобная одежда, не мешающие процессу творчества и сменная обувь.

Проведение фото- и видеосъемки во время занятия

Во время проведения мастер-класса может проводиться фото- и видеосъемка с целью некоммерческого использования материалов в социальных сетях и на официальном сайте проекта.
Регистрация или покупка билета на мастер-класс «Первая опера» означает Ваше согласие на использование материалов с Вашим изображением. Если фотосъемка для Вас некомфортна, обязательно обратитесь к организатору перед началом мастер-класса.

Нужен ли QR- код для входа на занятие?

Музей-заповедник «Царицыно» ­- зона COVID free, поэтому родителям для входа на мастер-классы, предполагающие участие родителя и ребенка, понадобится QR-код или ПЦР-тест (срок действия теста – три дня). Детям QR-код и ПЦР-тест не понадобится.

Могу ли я попасть на выставку «Театрократия. Екатерина II и опера» по билету на мастер-класс?

Входной билет на мастер-класс дает право посещения выставки-фестиваля «Театрократия. Екатерина II и опера» без просмотра VR-спектакля.

Контактная информация для дополнительных вопросов

Если у вас остались вопросы, свяжитесь с нами по электронной почте n.machikhina@tsaritsyno-museum.ru

Title

публичная программа

это цикл мероприятий для детей, кинопоказы, спектакли, дискуссии, концерты

адрес выставки

Москва, Дольская д.1, Большой дворец

контакты для прессы

retrofuturizm@gmail.com

экскурсии в дворцово-выставочном комплексе

+7 495 322-44-33

экскурсии для посетителей с инвалидностью

+7 495 322-44-33, доб. 1442