Выставка «Опера как мир, в поисках единения искусств», включённая в программу празднования 350-летия Парижской национальной оперы, ставит перед собой задачу исследовать феномен единства искусств (гезамткунстверк, нем. Gesamtkunstwerk), основываясь на принципах развития искусства оперы. Экспозиция построена в соответствии с принципами постановки оперного спектакля и состоит из 10 «микроактов». Она не следует хронологии развития жанра, а рассматривает драматургически связанные темы и идеи, которые вместе позволяют получить опыт того самого «единства искусств», которое заложено в традиции Вагнера.
Перед выставкой не стоит задача полностью раскрыть тему. Она воздействует на все органы чувств и показывает, как опера, с одной стороны, заимствовала, с другой — питала изобразительное искусство. Сценографию выставки создала Малгожата Щесняк, постоянный соавтор театрального режиссёра Кшиштофа Варликовского и сценограф его спектаклей.
Кураторы выставки Стефан Гислен Руссель и Анн Хорват расскажут, как создание выставочного проекта, воздействующего на все органы чувств, позволяет исследовать традиционный жанр оперы, который предстаёт как пространство эксперимента и в то же время —социальной адекватности.
О программе:
Мастер-класс является частью блока «Театр и музей. Проектная работа» образовательной программы «Театр и музей. Опыты взаимодействия».
Сотрудничество музеев и театров стало мейнстримом. Это не только одно из проявлений междисциплинарности, одного из основополагающих свойств современного искусства, не только попытка освоения неконвенциональных пространств и не только способ оптимизации затрат или развития аудитории. Совместная проектная работа — это также возможность переосмыслить традиционные, привычные жанры и формы культурной деятельности.
Содержательные задачи музейно-театральных проектов не могут быть решены без формирования и развития у их создателей организационных, административных, продюсерских навыков и компетенций, которые позволяют эффективно осуществлять проекты, отвечать на запросы и предложения художественной команды и налаживать межинституциональное сотрудничество и партнёрство.
Курс представляет формы и форматы сотрудничества музеев и театров, а также позволяет освоить навыки реализации и продюсирования проектов, созданных на стыке сценических и музейных практик. Курс способствует развитию компетенций в области проектного менеджмента, логистики, тайминга, правовых и финансовых вопросов, маркетинга в культурной деятельности, начиная с возникновения идеи музейно-театрального проекта до его осуществления и продвижения.
Курс предполагает изучение опыта крупнейших мировых институций, а также работу с российскими кураторами и продюсерами.
Скрипач и музыковед, режиссёр-постановщик, драматург и куратор выставок, основатель и художественный руководитель креативного бюро «Projeten» (Люксембург). Работал в Париже в Музее музыки (Musée de la musique), в Центре Помпиду и Музее Лувра, был куратором выставки «Опера как мир, в поисках единения искусств» («Opéra Monde, la quête d’unarttotal»), проходившей с июня 2019 до января 2020 года в Центре Помпиду-Мец в рамках программы празднования 350-летия Парижской национальной оперы. Среди его работ спектакли «Монокль. Портрет Сильвии фон Харден» («Monocle, portraitde S. von Harden», 2010), «Золотой дождь» («Golden Shower», 2013), «Крик люстры» («Le Cri du lustre», 2015), «Рисуя под Стива Райша» («Drawing on Steve Reich», 2019), «Снежок» («Snowball», 2019–2021) и множество перформансов на различных площадках в Европе. В своих работах Стефан Гислен Руссель исследует отношения между музыкой, визуальными видами искусства и телом человека.
Научный консультант и координатор программ Центра Помпиду-Мец. Куратор выставок «Музицирк. Основные работы Центра Помпиду» («Musicircus. Œuvres phares du Centre Pompidou», 2016–2017), «Приключение цвета. Основные работы Центра Помпиду» («L’Aventure de la couleur. Œuvres phares du Centre Pompidou», 2018–2019), а также «Ле Корбюзье и Леже. Полихромные видения» («Le Corbusier et Léger.Visions polychromes», 2017) в жилом комплексе «Сияющий город в Брие-ан-Форе» («Cité radieuse de Briey-en-Forêt»); научный консультант и координатор выставки «Опера как мир, в поисках единения искусств» («Opéra Monde, la quête d’unarttotal»). В настоящее время — сокуратор выставки «Лицом к Арчимбольдо» («Face à Arcimboldo»), которая будет открыта весной 2021 года в Центре Помпиду-Мец.
Занятие проходит в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно». Организатор табличкой встретит участников у касс в подземном помещении главного входа в музей (стеклянный павильон между Хлебным домом и Большим дворцом). Мы рекомендуем прийти за 15 минут до начала занятия.
Дресс-код – удобная одежда, не мешающие процессу творчества и сменная обувь.
Во время проведения мастер-класса может проводиться фото- и видеосъемка с целью некоммерческого использования материалов в социальных сетях и на официальном сайте проекта.
Регистрация или покупка билета на мастер-класс «Первая опера» означает Ваше согласие на использование материалов с Вашим изображением. Если фотосъемка для Вас некомфортна, обязательно обратитесь к организатору перед началом мастер-класса.
Музей-заповедник «Царицыно» - зона COVID free, поэтому родителям для входа на мастер-классы, предполагающие участие родителя и ребенка, понадобится QR-код или ПЦР-тест (срок действия теста – три дня). Детям QR-код и ПЦР-тест не понадобится.
Входной билет на мастер-класс дает право посещения выставки-фестиваля «Театрократия. Екатерина II и опера» без просмотра VR-спектакля.
Если у вас остались вопросы, свяжитесь с нами по электронной почте n.machikhina@tsaritsyno-museum.ru
программа для профессионалов в сфере музейного и театрального продюсирования
мастер-класс
декабрь 2021
подать заявкумастер-класс
декабрь 2021
подать заявкумастер-класс
декабрь 2021
подать заявкумастер-класс
15 мая - 25 июля
подать заявкумастер-класс
15 мая - 25 июля
подать заявкумастер-класс
15 мая - 25 июля
подать заявкумастер-класс
15 мая - 25 июля
подать заявкумастер-класс
декабрь 2021
подать заявкуМосква, Дольская д.1, Большой дворец
+7 495 322-44-33